Форум » Статьи и доклады участников конференции » Кривко Н.Н. Использование информационных технологий в формировании учебно-познавательной компетенции » Ответить

Кривко Н.Н. Использование информационных технологий в формировании учебно-познавательной компетенции

Admin: Кривко Наталья Николаевна Россия, Орел, ФГБОУ ВО «Орловский государственный институт культуры» Использование информационных технологий в формировании учебно-познавательной компетенции бакалавров неязыкового вуза Реферат Аннотация: в статье представлены типы учебных проектов как части информационных технологий, приводится пример использования метода проектов в обучении иностранному языку бакалавров неязыкового вуза. Ключевые слова: информационные технологии, высшее образование, метод проектов, иностранный язык. Summary In the article the types of educational projects as a part of informational technologies are presented. The example of using of this method in teaching foreign languages of bachelors of a non-linguistique institut is given. Keywords: informational technologies, educational projects, teaching foreign languages. Проводимые реформы образовательной системы России направлены на создание необходимых условий для профессиональной подготовки людей, которые будут жить и работать в системе интернационального сотрудничества, интенсивного обмена информацией и продуктами интеллектуального труда, взаимодействовать посредством развития совместных научно-исследовательских, производственных, культурных проектов. Актуальность подобного подхода обозначена в Национальной доктрине образования в Российской Федерации (непрерывность образования в течение всей жизни человека; создание программ, реализующих информационные технологии в образовании и развитии открытого образования), Федеральной программе развития образования (развитие, разработка и реализация информационных образовательных технологий и методов обучения, в т.ч. дистанционных; интенсификация и индивидуализация обучения, реализация современных информационных технологий, воспитание у студентов навыков самообразования; развитие системы дистанционного обучения) [4]. Тенденция к все более широкому использованию Интернета и развитию информационно-телекоммуникационных технологий наблюдаются и в России. По некоторым данным, в России до 40 % пользователей Интернет так или иначе применяют эту сеть для обучения. Использование сети Интернет представляет широкие возможности при обучении иностранному языку бакалавров, развивает мотивацию к изучению иностранного языка, расширяет зону индивидуальной активности студентов, увеличивает скорость подачи учебного материала. В условиях дефицита учебного времени, отводимого на дисциплину, наиболее приемлемой и эффективной для развития мотивации и формирования учебно-познавательной компетенции студентов, является метод учебных проектов. Данный метод позволяет использовать разнообразные средства обучения, а также реализовать междисциплинарные связи, знания из других дисциплин, областей науки, ориентировать студентов на самостоятельную деятельность (индивидуальную, парную, групповую), рассчитанную на определенное количество времени, углубленное изучение тем, разделов дисциплин учебного плана и дополнительное образование по интересам обучающихся. Исследователи этой технологии выделяют несколько типов проектов: исследовательские, творческие, информационные, научно-практические [2]. Исследовательские проекты подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с научным исследованием (подготовка доклада/проекта для научной студенческой конференции); творческие проекты – отличаются свободной структурой, студент может сам выбрать удобную для него форму, план проекта; форма представления: совместное сочинение, газета, видеофильм, презентация (поэтический конкурс, для которого необходимо рассказать о творчестве писателя, произведение которого выбрал студент. Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, знакомят участников проекта с этой информацией, анализ и обобщение фактов; в данном случае структура представляет собой предмет информационного поиска по намеченному плану, анализ собранной информации, выводы (разработка плана презентации на тему «Французские регионы», сбор и анализ информации на основе изученного лексического и страноведческого материала по теме; оформление презентации, собственно презентация). Практико-ориентированные проекты предполагают четко обозначенные результаты, решение какой-либо проблемы, как правило, они ориентированы на интересы самих участников (составление словаря по изученной теме, например, на тему «Система образования Франции»). Метод проектов в данном случае служит способом формирования учебно-познавательной компетенции студентов: отбор необходимых информационных средств для достижения поставленной цели; поиск, классификация, отбор, анализ языкового, речевого или социокультурного материала в сети Интернет; студенты учатся использовать информационно-справочные ресурсы сети Интернет, формировать аспекты языка (лексику, фонетику, грамматику) на основе современных информационно-справочных и мультимедийных ресурсов и программ, дает возможность пользоваться аутентичными материалами в интернете (сайты, блоги, подкасты) для поиска необходимой информации[2,5]. Следует отметить, что учебное проектирование наиболее полно отражает принципы коммуникативного подхода к обучению языку: мотивации к обучению и личный интерес, так как проект всегда отражает интересы обучающихся. Появляется возможность для проявления индивидуальных способностей обучающихся, создаются условия для реализации междисциплинарных связей, раскрывается творческий потенциал, повышается интерес к углубленному изучению материала, усливается практическая направленность обучения. Литература 1. Александрова О.М., Гостева Ю.Н. Особенности современного этапа использования мультимедийных средств и информационно-коммуникативных технологий при обучении родному языку. Образовательное пространство в информационную эпоху (EEIA-2016): сборник научных трудов Международной научно-практической конференции 6-7 июня 2016 г. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2016. – 694 с. – с.446-452 2. Денисова С.А. Использование информационных и коммуникационных технологий в формировании учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции студентов // Вестник ТГУ. 2014 г. выпуск 12 (140). С.1-9 3. Образовательное пространство в информационную эпоху (EEIA-2016): сборник научных трудов Международной научно-практической конференции 6-7 июня 2016 г. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2016. – 694 с. 4. Портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании». [Электронный ресурс]: URL: htpp: //www.ict.edu.ru (дата обращения 09.12.2018). 5. Сысоев П.В. Направления и перспективы информатизации языкового образования // Высшее образование в России. 2013. № 10. С. 90-97.

Ответов - 0



полная версия страницы